Пять сил Майкала Портера, по его мнению должны обязательно учитываться при разработки стратегии компании. Понимание смысла этих сил, которые еще называют правилами конкуренции, может пригодится и при тактическом планировании.

Пять сил Портера непосредственно влияют на потенциал прибыльности компании.

Что же это за силы?

  1. Угроза новых фирм, которые могут войти на рынок.  Чем сложнее зайти на рынок конкурентам, чем сильнее барьеры входа,  тем спокойней могут работать существующие компании в этой отрасли. Возможные барьеры: большие затраты на запуск проекта, продвижение и мотивацию участников канала сбыта работать с новой компанией ; долгая окупаемость проекта; приверженность покупателя к существующим брендам, как следствие большие расходы на формирование лояльности к новому бренду; государственная поддержка сложившихся компаний на рынке, и прочее.
  2. Рыночная власть поставщиков. Чем больше поставщиков. Чем больше товаров заменителей. Чем меньшая стоимость переключения на другого поставщика либо товар заменитель. Чем менее организованы поставщики в различные холдинги и союзы. Тем меньшая рыночная власть поставщика, и соответственно наоборот.
  3. Рыночная власть покупателя. Если в реализации  на покупателя приходится большая доля производимого продукта. Если покупателю доступна информация о конкурентах и его товарах. Если сам товар не является эксклюзивными и его легко заменить. Если товар не является жизненеобходимым для потребителя. То рыночная власть покупателя высокая, и соответственно наоборот.
  4. Угроза товаров-субститутов либо услуг-субститутов. Смысл данного конкурентного правила можно хорошо увидеть на примере, как планшеты заменяют нетбуки. В следствии этого производители данной продукции перестают производить такой продукт как нетбук. Чем выше ценность товара-субститута для потребителя. Чем меньшая стоимость перехода на товар-субститут либо услугу-субститут. Тем сильнее угроза, и соответственно наоборот.
  5. Конкуренция среди существующих компаний на рынке.Если у компаний есть  стремление занять большую долю рынка, например демпингуя остальных, и получить эффекты масштаба. Если на рынке присутствуют большое количество компаний схожих по масштабу. Если рост рынка замедляется. Если компаниям, которые несут убытки сложно выйти из отрасли и освободить определенную нишу, по причиние государственных санкций, больших затрат при выходе, эмоциональной привержености делу. То все это увеличивает конкуренцию среди состоявшихся на рынке компаний.

Если проанализировать вышеописанные «силы», то можно будет сделать выводы  о конкурентноспособности конкретной компании на рынке в перспективе.